Если ребёнку с трудом даются артикуляционные движения

Дети, к сожалению, не могут самостоятельно и своевременно освоить правильное произношение звуков. Чтобы правильно выразить звуки, необходимо проводить  артикуляционную гимнастику . Цель артикуляционной гимнастики - научить ребят совершать движения, необходимые для произнесения звуков. Как правило, артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, т.е. взрослый показывает движение, а ребёнок повторяет за ним.

 

Изображение взято с сайта pixabay.com
Изображение взято с сайта pixabay.com

Мышцы артикуляционного аппарата слабые и малоподвижные, а движение плохо контролируется. В таких случаях проводится  пассивная артикуляционная гимнастика . Это значит, что все упражнения выполняются с помощью рук взрослого.

Начинать такую гимнастику нужно со знакомства с органами речи. Расположитесь с малышом возле зеркала, покажите и назовите органы речи, дотроньтесь до них своим пальцем, а затем – пальцем ребёнка. Повторите это несколько раз. Затем попросите малыша, чтобы он показал вам пальчиком губы, верхние и нижние зубы, язык.

После этого переходите к пассивным упражнениям. Все движения нужно разучивать и совершать, глядя в зеркало.

1. Если ребёнок не может произвольно открыть рот, легонько разжимаем пальцем зубы и тянем за подбородок.

2. Просим закрыть рот. Помогаем, надавливая на подбородок.

3. Смыкаем пальцами губы для выработки ощущения закрытого рта.

4. «Собираем» губы в трубочку, производя движение к середине губ.

5. Растягиваем губы в «улыбку», фиксируя пальцы в углах рта.

6. Чередуем «улыбку»-«трубочку».

7. Поднимаем верхнюю губу.

8. Опускаем нижнюю губу.

9. Просим открыть рот, и высунуть язычок. Можно дотронуться пальцем до кончика языка и начать отодвигать палец. Комментируйте: « Достань мой палец! »

10. Просим убить язык в рот, нажимаем на кончик пальцем, проталкиваем в рот.

11. Помогите ребёнку пальцем поднять язык вверх (не важно, к какому месту).

12. Ребенок должен опустить язык вниз.

Изображение взято с сайта pixabay.com
Изображение взято с сайта pixabay.com

Когда он начнет помогать тебе, ты можешь помогать себе со  своими пальцами . Постепенно  уменьшенное  количество помощи. Например, дотрагивайтесь до угла, и ребята пусть будут на языке.

В итоге малыш научится совершать движение  без вашей помощи .

Помните, что от подвижности речевых органов зависит чистота и правильность высказываний.

Write a comment

Comments: 0