На кухне с мамой мы играем – речь и пальцы развиваем!

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для заду­шевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня - отличная «школа», где ребе­нок приобретает полезные навыки, знания.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуго­вицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся дета­ли конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоцио­нальное благополучие ребенка, на его самооценку. Для занятий по фор­мированию сложных скоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации:

·          Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на ку­сочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выклады­вать рисунок или узор из скорлупы.

·          Увлекательными могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыха­ния оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень дол­го, ими можно играть. Рецепт приго­товления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее мож­но подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла - все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется!

·          Поставьте перед ребенком не­большое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите по­мочь вам их перебрать.

·          Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно вы­кладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

·          Большинство мам сейчас слиш­ком заняты, чтобы «затевать» пироги, но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фи­гурки, как из пластилина, и при по­мощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать саха­ром и запечь.

·          Тонкие кусочки хлеба, сыр, колба­са - вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды.

·          Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы и попросите перенести все эти предме­ты в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил.

·          Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на карто­фельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, морко­ви, огурца, из гороха, орехов, джема, варенья.

·            Из сухого завтрака «Колечки» мо­гут получиться отличные бусы и брас­леты.

·          Предлагаем родителям ряд игр и упражнений для общего речевого развития детей, воспитания звуко­вой культуры речи, подготовки детей к обучению грамоте.

·          На кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы, благо здесь всегда есть возможность постучать, позвенеть, понюхать, попробовать... Можно вме­сте посмотреть и послушать, как льет­ся или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан го­рох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете. Прислушайтесь с ребенком к гулу стиральной маши­ны, плеску воды в ванной, шуршанию душа, хлопку входной двери, кашлю отца, шелесту газеты.

·          Пусть ребенок отвернется, а вы по­мешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т.д., предложи­те ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

·          Вместе с ребенком попробуйте приготовить необычный ужин: в на­звании блюд должен быть звук «С». Что можно приготовить? Салат, сыр­ники, суп, морс. Придумайте меню с названиями блюд, где встречаются другие звуки. Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в назва­нии которой есть звук «Ч» (чашки, чайник), звук «Л» (ложки, вилки, та­релки, салатник) и т.д.

·          Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед или ужин. Пусть он перечис­лит те из них, в названии которых есть звук «Р». Если он затрудняет­ся это сделать, помогите наводя­щими вопросами: «Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или ба­клажаны?»

·          «Поищите» вместе с ребенком слова на кухне. А вот и корзина (мешочек, коробочка и т.д.), в которую мы их будем склады­вать. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шка­фа? Плиты?

·          «Угостите» друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкус­ное» слово и «кладет» его вам на ла­дошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

·          Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка.) Режет овощи? (Овощерезка.) Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.)

·          Какой сок получается из яблок (яблочный), груш (грушевый), слив (сливовый), вишни (вишневый), моркови (морковный), лимонов, апельсинов и т. д.? И, наоборот - из чего получается апельсиновый сок?

Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Особой любовью пользуется шутка «Закрой глаза - открой рот». Пусть ребенок с закрытыми глазами определит, что вы ему предложи­ли: кусочек яблока, банана, огур­ца, лимона и даже чеснока. Можно поменяться ролями, и, уж если вы ошибетесь, бурный восторг ребенка вам гарантирован.

Write a comment

Comments: 0