Особенности развития детей первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

На третьем  году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная  деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка  и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного  поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

  Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая  выступает в качестве не только объекта  для подражания, но и образца, регулирующего  собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия  окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых  в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и  рассказ взрослых.

Интенсивно  развивается активная речь детей.   К  трём годам они осваивают основные  грамматические структуры, пытаются  строить простые предложения,  в разговоре с  взрослым  используют практически все части речи.

Активный словарь достигает примерно  1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится  средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды  деятельности:   игра, рисование, конструирование

Игра  носит процессуальный  характер, главное в ней - действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными  к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами  – заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности  обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. 

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий:  осуществлять выбор  из 2-3 предметов по форме, величине, цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего, фонематический слух. К  трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно - действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний  от ситуации.  Дети легко заражаются эмоциональным  состоянием сверстников.  Однако в этот период  начинает  складываться и произвольность поведения. Она обусловлена  развитием орудийных действий и речи.

 У детей появляются чувства  гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.     Ранний возраст завершается кризисом   трёх  лет. Ребёнок осознаёт  себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Кризис часто сопровождается  рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослыми.  Кризис может продолжаться от нескольких месяцев  до двух лет.

Write a comment

Comments: 0